Перейти к основному содержанию

Иосиф и его братья. К вопросу о сроке давности

Всякий разумный человек наказывает не по тому, что был совершен проступок, но для того, чтобы он не совершался впредь.

Сенека

Историю Иосифа, описанную в главах «Ваешев», «Микец» и «Ваигаш», юристы квалифицировали бы как покушение на убийство и похищение человека.

Итак, мы помним, что праотец Яаков демонстративно предпочитает Иосифа другим своим сыновьям. Это, разумеется, возбуждает зависть и ревность братьев.  Любимчик же разжигает эту ненависть ещё сильнее: во-первых, доносит папе о прегрешениях сыновей, а стукачей никто не любит. Во-вторых, дразнит братьев, рассказывая им свои сновидения, где они всегда ему подчиняются и кланяются.

И вот, когда ненавидимый всеми братьями отцовский баловень приходит в Дотан, чтобы узнать, а затем доложить отцу о состоянии его детей и вверенного им скота, братья решают убить Иосифа.

Но вмешался старший брат, Реувен: «Не проливайте крови; бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него» (Берешит 37;22).  

Так и поступили: раздели Иосифа и бросили в яму. Реувен удалился, надеясь потом вернуться, тайком вытащить Иосифа из ямы и вернуть его отцу. Остальные же  преспокойно сели обедать.  

Во время трапезы они увидели проходивший мимо караван из Мидьяна. И тогда другой брат, Йегуда предложил своё решение проблемы: «Что пользы, если убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его ишмаэльтянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он наш брат, наша плоть» (Берешит 37:26-28).

Довод показался вполне логичным. Действительно, и руки не обагрены кровью, и деньги пригодятся, и от ненавистного сновидца избавятся. Поэтому Иосифа продают Иосифа странствующим торговцам за двадцать сребреников.

Рискну предположить, что Иосифа больше всего возмутило, что никто из братьев открыто за него не заступился. Никто не произнес простые слова: «Что мы делаем, ведь это же наш брат! Да, он надменен и высокомерен, но ему ведь 17 лет, со временем это пройдёт. Не причиним ему зла, вернём его отцу!».  

Даже Реувен, планировавший вернуть Иосифа Яакову, руководствовался  исключительно личными соображениями. Незадолго до этого его лишили первородства и, вернув Иосифа отцу, старший сын надеялся восстановить статус-кво. Узнав же о продаже брата, он не спешит рассказать правду (возможно, еще удастся догнать караван и выкупить Иосифа обратно), а присоединяется ко лжи братьев, утверждавших, что Иосифа растерзали звери.

И где же справедливость, воскликнет читатель. Спокойно, всему своё время. Как раз в этом случае правосудие торжествует в полной мере, и обидчики полностью оказываются во власти потерпевшего.

После множества злоключений Иосиф сделал головокружительную политическую карьеру в Египте, став фактически вторым человеком после фараона. Когда регион охватывает голод, запасы продовольствия остаются только в Египте, и распоряжается ими Иосиф. Так десять братьев, пришедшие из Кнаана в Египет, встречаются со всемогущим египетским министром. Иосиф сразу узнал братьев, а они его нет.

Вот тут-то и разыгрывается действо. Позже Иосиф будет уверять братьев, что не злится на них. Но так ли это? Разумеется, злился, и его поступки тому свидетельство. Он сразу начинает дразнить братьев, забавляясь их растерянностью.

Первым делом грозный министр обвиняет их в шпионаже. Потом заставляет сознаться, что самого младшего брата, Беньямина, они оставили дома с отцом. Затем содержит три дня под стражей. После этого, собственноручно связав Шимона, объявляет его заложником, а остальных отправляет домой, с условием, что они вернутся с Беньямином, чтобы освободить Шимона.

Зачем ему Шимон? Ведь он прекрасно знал, что Яаков/Исраэль не будет рисковать младшим сыном. Так зачем арестовывать и связывать Шимона?

Ответ прост: потому, что Иосиф хотел лично (слуг что ли нет), собственноручно, связать Шимона и посадить в тюрьму. В предыдущих отрывках Шимон перед нами предстаёт человеком безжалостным и очень жестоким. Поэтому можно сделать вывод, что именно Шимон был зачинщиком, сказавшим: «Теперь же пойдемте, убьем его, и бросим его в одну из ям, и скажем: лютый зверь съел его, и увидим, сбудутся ли сны его». 

Чего же Иосиф собирается достичь своими манипуляциями? Его действия импульсивны. Но, что не в силах сделать арест Шимона, делает голод. Продукты, купленные в Египте, заканчиваются, и братья вынуждены вернуться, взяв с собой Беньямина. Могущественный египтянин, в свою очередь, продолжает свои проделки. Вначале он принимает гостей из Кнаана очень милостиво, угощает прекрасным обедом.

Но во время обеда люди Иосифа подкладывают серебряный кубок в сумку Беньямина. И как только гости уходят, люди министра их догоняют, возвращают к Иосифу и обнаруживают пропажу среди вещей младшего брата. После чего египетский министр, умело подбирая слова, объясняет им правильность своего решения оставить Беньямина у себя рабом.

И в этот момент, приятно удивив Иосифа, слово берёт Йегуда. В данном случае, важно не то, что он говорит, а смысл. Который сводится к тому, что мол, зачем тебе этот молокосос, возьми меня сильного, ответственного мужчину, от которого пользы несравнимо больше.

На протяжении всей истории идёт заочный спор о лидерстве между двумя братьями: Реувеном и Йегудой. Реувен первенец, старающийся изо всех сил вернуть себе первородство, отнятое отцом. Но мы видим, что он просто не подходит на роль лидера. Видит это и отец. И неподобающее поведение первенца лишь предлог. Достаточно вспомнить, что он сказал отцу, когда уговаривал отпустить с ними Беньямина: «Двух сынов моих умертви, если не приведу его к тебе. Дай его в руки мои, и я возвращу его тебе».

Слова человека, мягко скажем, недалёкого. Подумайте сами: если что-то произойдёт с твоим любимым сыном, ты убьёшь двух внуков, и тебе сразу станет легче!

Йегуда же особо не старается, он просто лидер, который произносит нужные вещи в нужный момент и люди его слушают. Он просит братьев не убивать Иосифа, а продать его медианам, и те его слушают. Он говорит отцу: «Из моих рук взыщешь ты его; если я не приведу его к тебе и не представлю его перед тобой, то буду виновен перед тобой во все дни». И Исраэль отпускает Беньямина. Он держит речь перед грозным министром, и Иосиф прекращает манипуляции и открывается братьям.

Что же произошло?  Иосифу, скорее всего, самому надоело играть с родичами в кошки-мышки. Зачинщик уже посидел какое-то время в тюрьме, братья уже достаточно натерпелись, к тому же Иосиф не хотел расстраивать отца, серьёзно навредив кому-то из братьев. Да и сколько лет прошло!

Тогда не существовало понятия «срока давности», его ввёл в римский кодекс император Август. Суть этого понятия проста: преступление совершал один человек, но спустя годы он изменился. И этот, другой человек, так бы не поступил.

Самого понятия не было, но Иосиф, будучи умным государственником, осознал его смысл. Он понял, что этот, новый Йегуда не призвал бы: «Продадим его ишмаэльтянам», а сказал: «Это брат наш, наша плоть и кровь. Не причиним ему зла!»

Михаэль Певзнер

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку